Любовь проходит. Что же делать? Это как трогать мертвого зверя, переворачивать с живота на спину, звать, тормошить, но ничего не происходит. И уже не произойдет. С твоим сердцем, немым, глухим. С запекшейся кровью, с пылью в свалявшейся шерсти Где-то боль сожаления тронет и отойдет. Значит, так все устроено. Честнее всего было бы умереть от стыда.
Что-то идет не так. то что в голове слишком сильно непохоже на то что я пытаюсь здесь написать. с тех пор как я перепутала гитарные струны и поставила вместо третьей пятую, и та лопнула, а мне и дела нет, что я уже ничего не вижу.так все замылено, захлопнуто, заштриховано путаными чертами-почему так?что это? я забрела туда, куда совсем не хотела. мне кажется я слушаю себя-а как же иначе? - но что есть я? я есть и меня нет, я из такой материи, что могу сотворить себя, уничтожить и придумать заново. мне нужен мой голос внутренний, мое внутреннее чувство себя - а я тону, падаю в черную глубину чего-то нерешенного-кем? что здесь вообще значит чья-то воля, с чего все начинается? с чего начинаюсь я-если только я есть - хотя бы здесь, где сознание. почему же оно упирается в потолок своей конечности, почему я стою не с того края? почему я все время с края а не в середине? почему - о конце, о смерти, о ненастоящем я думаю своим больным этой мыслью сознанием в сотни раз чаще? откуда начинается моя воля? как так выходит, что я то делаю-просто, то не могу себя заставить, то говорю себе-делай- и не делаю специально, пытаясь понять что отвечает за самое начало? но это происходит само, без меня как будто. что-то из уроков биологии. где-то там, в глубине, без моего участия но ведь это не все, есть же желания-мои. цели, порывы, стремления.иногда все получается легко, само, безусловно. а иногда-эта темнота.вязкая, в голове, с холодком и слабостью внутри, с желейной протяжностью нерешительности, не-делания - без конца, если бы я все время была одна, кажется, я бы не выдержала... но движения, люди, что-то вокруг - чаще страх, иногда что-то похожее на долг, совесть,- осознанные мои, настоящие - приводят меня в чувство. но что же это? что за пустота? почему я пропадаю.потому что ничего не люблю здесь, верно. потому что неосознанное сильнее? чем? тем, что ничего, ничего не требует? отчего во мне такое не-желание? лень?да, но разве только? откуда оно-такое ненастоящее, призрачное, тошнотворное от непонимания, столько бессмыслицы, тяжести рождает оно, столько дней убитых - а так прекрасно иногда делить время по-человечески на дни, лето-осень-зиму, а вот минуты и часы не люблю. какая-то странная искусственная сетка штришков, из-за которой время становится чем-то вроде беговой дорожки. я бы хотела чтобы оно было - пусть его и нет, но мне нравится почему-то это слово - время - и мне нравится думать не о пустоте, а о чем-то то быстром, то медленном, что как-никак отражает меня во всем этом страшном и неосмысленном - а раз отражаюсь, значит спокойно, мысли могут отдохнуть, внутри не тянет вниз в пропасть, о которой не расскажешь никому, не дашь почувствовать-а кто ее видел? кто возвращался? вот уж о чем не стоит думать, выскребая с трудом себя из своих страхов пустоты, выскребая слова из словаря скоростью слово в час, слово в час про орфиков, недолюбливая часы, ненавидя себя - за все это, за свою безумную голову, совесть, за застывший лед человечности - опять, почему, откуда? не сказала бы, что люблю сказки про загробный мир и тени, но вспоминаю, как рисовала их, Эвридику и Орфея, лет десять назад, выбрав почему-то из всех мифов, и вот теперь кажется - не случайно.
Сердце? – Что сделает сердце в беде и досаде? Плоский валун омывая всплеском коротким, Снова и снова – движенье отброшенной пряди, Лоб, и опущенный взор, и поклон, и походка...
читать дальшеЗрение долго училось пчелиной науке, Ладился труд благовонный – стяжанье блаженства. Лакомый облик – тяжёлый и светлый – и руки, Руки твои, говорю, и ладони, и жесты –
Память? – Нет, это не память, – обрывок, обрубок Музыки мучит, течёт и не может пролиться, Кружит и нежит, вдохнёт и запнётся, – и губы, Веки твои, и виски, и зрачки, и ресницы...
Время уносит прямые прозрачные крылья; Белые блики колышутся в золоте зыбком... В боль, точно в воду, войду, – насладившись усильем. Выговор нежный, и смех, и глаза, и улыбка...
1984–1985
***
Слаще всего – дышать Воздухом у воды, В одиночку гулять, Оставляя следы
Необутой стопой В мокром тугом песке, Или пить кофе с тобой В крошечном городке,
Жмущемся, точно кот К блюдечку с молоком, – К гавани (слово «порт» Будет им велико).
Это шторм или бриз? Хлопает полотно. Солнце, спускаясь вниз, Превращает в вино
Свой вечерний чертог. Яблоко Гесперид Катится на восток И под водою – спит.
Выдох и вдох: волна Набежала – и вспять. Тьма встает как стена. Слаще всего – дышать.
"Мы пошли на кинопоказ в дождь мажор и там был мальчик,ну очень на когото похожий...а кто-убей,не вспомню.Мы посмотрели фильм...собрались уходить..и тут его ктото окликает-Влад!-у меня в голову ураган взрыв буря ноги трясутся и идиотская улыбочка)стояла на него смотрела и говорила-Влад Влад...сумасойти!он удивился,спросил я откуда о нём знаю.я сказала что от тебя.Он тебя помнит.Мы поговорили ...про то,что я знаю что Влад менеджер пишет стихи и что он замечательный.он поулыбался(по моему он был в шоке)позвал на дабстеп 31 и поспешно ретировался...а я ещё долго была в шоке он совсем не такой как ты рассказывала.ну в моих глазах) я увидела самого обычного парня,заносчивого,с добрыми глазами и потерянного(но самоуверенного)...
я выпалила всё что в голову пришло)) а ещё я покраснела как рак))))) я по моему чувствовала всё то что в принципе должна была чувствовать ты на те первые 5 минут я чувствовала себя тобой на 90%точно странно и слёзы на глазах)))"
Есть такие люди, которые всерьез решают вопрос, нужен им интернет-дневник или нет. Я хочу осязать и ощущать. Черт знает зачем я вам это сюда пишу, ну может быть кто заглянет... ) Мне хочется плакать под pezzo capriccioso Чайковского. Нет, не под, а просто, потому что вот так - измученно и измочаленно, как виолончельный смычок, самое главное было понять что об этом не нужно говорить - никому - и вот я пишу это здесь не правда ли, забавно? слово не из его словаря.он никогда не воспринимал жизнь как что-то развлекательное.почти цитата из Пастернака. не правда ли, забавно? не правда ли? не правда ли? (с) Доктор Живаго Такое ощущение, что в мире нет людей, с которыми можно было бы поговорить о том, о чем мне хочется Наверное, поговорить - это не то действие. Я не хочу разбирать фотографии с Майорки, потому что очень грустно думать, что это было - и все, сидишь теперь в Москве с больным горлом, как будто уже ноябрь Я не хочу переписываться, перепечатываться, сливать сюда фотки, одеваться в Метрополисе, господи ну все же проще.а я расстраиваюсь
Вы когда-нибудь видели руки, большие, как душа? (с) Это у Лары из доктора Живаго... а у меня - душа тоненькая и нервная, как веточки, как руки. Как веточки на дереве - много-много и прозрачно между. Как на картине "керосин.забудь". мне хочется поговорить об этом так, чтобы говорить душой - и не думать об этом на этой картине, которую я перерисовала с грустью черной и коричневой пастелью - на ней пять домиков, серый асфальт, серое небо, белая река. Ветки, тонкий железный фонарь, холодная желтая лампочка у входа в дом с надписью "керосин.забудь".
Ксюш, пойдем может быть все-таки поговорим? а просто так.ты же где-то здесь всегда.) но все-таки я молчу. совсем молчу
Я открыла Одиссею, четвертую песнь, сегодня в метро. И она была блестящая и совсем прекрасная, если подобрать сравнение, то это было как увидеть бусы в болоте. Из разноцветного жемчуга на болотной кочке. Она легко-легко бежит, и только для меня так. По легкости похоже на Пушкина. и она честная.. и как наивно я все это пишу. Не боюсь. Спешу потихоньку... лечу - знаете, как та старушка из "морфия" Булгакова
никакого сочинительства в бреду... Все лето бегала за луной.нет сил выбрать и выложить вам показать. Да, луну показать. и небо, похожее на океан Солярис
я вернулась. я не могу привести себя в порядок. я не могу найти людей. я не могу найти мыслей. слишком жарко. сижу растрепанная, ничего не делаю. думаю что умрет моя кошка. умрут бабушки, дедушки. родители. потом, надеюсь потом, умру я. вообще-то это моя любимая мысль в последнее время. если бы я написала это в жж, мне бы привели доводы и ткнули бы носом, что не думай об этом. я бы поверила. но я не хочу. тысячу раз устала жить надеждами. я ничего не хочу. кроме холода, сна, фруктов. минутное. и все я не слышу музыки, я не создаю ее, я не люблю сестру за то что она взрослеет, я завидую, я да что же это все такое
будто мне завязали глаза. будто мне завязали глаза. закройте глаза. и не открывайте. вы все помните, но не видите. потом забываете, и все-все удаляется как дорога к горизонту мое сознание.
в городе Питере было так. было так. ожидаемо что ли при всей прекрасности - не мой город. зацепило: рыжаябелая ночь. шопен ноктюрн соч.2 № 9 на подоконнике три часа ночи. как будто последние секунды мира и я смотрю со стороны и уже нет одиночества, потому что нас нет. меня нет. нет времени
мосты над невой, а потом 2 часа на по рекам и каналам, с двух ночи до четырех утра, ветер, дождь и вода до краев и будто во мне рождается этот город, это была свобода
колокольная музыка собора петра и павла. будто маленькая средневековая площадь посреди заячьего острова, и капельки колоколов в воздухе, а потом сигареты и холодный песок на пляже и удивительная вода цвета неба над головой
еще они хотели продать мои волосы. добыть у меня марихуану. проводить до сенной. и так далее
еще я исходила его вдоль и поперек. я курила в реку и думала, что вот сейчас ко мне кто-то подойдет и скажет что-то чего ждешь вот так всю жизнь подходят, спрашивают дорогу и ты стоишь и думаешь что если идти по реке, то придешь рано или поздно - к концу или к началу... а потом кидаешь туда свой окурок, хабарик как говорят питерцы, и следишь за ним, пока не утонет, и думаешь что ты как он, кто-то тебя курит, а потом ты плывешь. к концу или к началу. и то - если повезет
Джузеппе Унгаретти перевод с итальянского Евгения Солоновича
Тишина
Я знаю город что ни день заполняемый солнцем и все в этот миг блаженствует
Однажды вечером я уехал
В сердце длилось журчанье стрекоз
С палубы белого парохода я видел как исчезал мой город простирая в пространство объятия смутных огней
Левант
Дымный след умирает в далеком круге неба
Стук каблуков и в такт хлопки и пронзительные звуки кларнета и море пепельное оно колышется нежное трепетное как голубь
На корме сирийские эмигранты танцуют
На носу одинокий юноша
В субботу вечером в это время евреи там на суше уносят своих покойников по улиткообразной воронке переулков освещенных дрожащими огнями
Невнятная вода как шум на корме который я слышу в тени сна _________
Ирина Ковалева
Портрет
Пересохший черный колодец в котором отражались когда-то самые ясные звезды сердца
2005
***
Мы пьем с тобой кофе в белом коридоре больницы поджидая очереди в кабинет в котором известно что скажут и я вспоминаю ветер дующий на Кикладах день рожденья потерявшийся на переполненной палубе морских ежей под перцовку и другие домашние чудеса того лета когда впереди была только жизнь только жизнь и ничего больше.
Как бы понять, может это новая любовь, пока прежняя откладывается на глубину сердца и мыслей, как узнать, когда и так времени по вашим странным меркам потрачено невообразимо смешно но я должна была заниматься не этим, и до чего же грустно что время моей души определяется не мной, а кем-то
Три года назад я была влюблена в итальянскую поэзию тогда ломились розы через горизонт, и пепельное море оно колышется нежное трепетное как голубь и болью низвергнутый в ад, кто тебе сделал больно, и у нее будут твои глаза и еще десятки цитат
Теперь же
Здесь, в уголке, где я примостился Выкурить свою первую сигарету на свободе Неуклюжий среди этого счастья, трепещущий Вдруг я сломаю цветок, вспугну птицу И Богу станет неловко из-за меня
Счастлив, кто совершил путешествие Одиссея Счастлив, если при начале пути чувствовал крепкую снасть любви в теле своем, как кровью гудящие вены.
Любви с несокрушимым ритмом, непобедимой как музыка, вечной, ибо она родилась, когда мы родились, и как мы умрем, – и она, если она умирает, а того не знаем ни мы, ни другой кто не знает.
Бога прошу, чтобы дал мне сказать об этой любви, в минуту великого счастья: иногда я сижу, воротясь из скитаний, с чужбины, и слушаю ее дальний гул,– словно вздох моря, слитый с ревом глухого ненастья.
И встает предо мной, опять и опять, призрак Одиссея,– его глаза покраснели от того, что вперялись в соленую воду, и от созревшей страсти снова увидеть дым, исходящий из тепла его дома, и его собаку, что состарилась, поджидая у входа.
Он стоит, большой, шепча сквозь побелевшую бороду слова нашей речи, как три тысячи лет назад она звучала. Протягивает ладонь – кожа выдублена ветром, и снегом, и зноем, загрубела от снастей и штурвала.
Как будто хочет прогнать жуткого Циклопа, глядящего одним глазом, и Сирен (услышишь– себя забудешь), и Харибду, и Скиллу, – столько непонятных чудовищ, что стоят между ним и нами, не давая подумать, что и он был человек, и он сражался в этом мире, душою и телом.
Это великий Одиссей: тот, кто велел сделать деревянного коня, и добыли ахеяне Трою. Я представляю, что он пришел растолковать мне, как построить деревянного коня, чтоб и я добыл свою Трою.
Потому что он говорит спокойно и смиренно, без вызова, словно он как отец меня знает или как старые рыбаки, что, облокотясь на свои сети, в час, когда ветер крепчает
говорили мне, когда я был ребенком, песню Эротокритоса, и их глаза увлажнялись; тогда я боялся во сне, слыша, как Ареты** злая судьба по мраморным ступеням спускалась.
Он говорит мне, какая боль – чувствовать, что паруса твоего корабля надувает память, а сердце делается рулем, – А ты один, один – темный среди ночи и неуправляемый, как солома, что ветер несет над гумном.
Какая горечь – видеть, как твои товарищи тонут среди стихий, исчезают один за другим, и как странно ты напрягаешь силы, говоря с мертвыми, когда уже не довольно обращаться к оставшимся у тебя живым.
Он говорит...я еще вижу его руки, умеющие испытать, ладно ли вытесана морская дева, хорош ли корабль от носа до кормы,- и они дарят мне безмятежное лазурное море в самой сердцевине зимы.
*По признанию самого Сефериса, источником емупослужил стих Дю Белле «Heureux qui, comme Ulysse, a fait un beau voyage» (LesRegrets, 1558) – «Блажен, кто странствовал, подобно Одиссею» (переводВ.Левика).
здесь меня читают три человека. привет, три человека время отдельно, часы отдельно, я отдельно от них от всех страх что за день невозможно одолеть ненаписанные еще 102 вопроса к двум экзаменам уже не чувствуется. уже иммунитет ) на кровати большая чашка черешни я одна на три комнаты. очень странно быть одной долго. будто вылетаешь из себя, смотришь со стороны. невыносимое одиночество ненавижу одиночество. ненавижу себя что ничего не могу-не хочу с этим делать. психоаналитик мой лучшая первая любовь перевернувшая все к черту.ничего не изменилось за четыре года, что могло бы его удивить психоанализ раз в несколько лет - чудовищная дрожь в коленях, грубо и больно, но несколько фраз врезаются в сердце или куда там и потом мне годами кажется, что я просыпаюсь во сне и вижу его. ему не скажешь ты. какая я дура
пункт номер восемь. завтра понедельник, потом вторник, среда, четверг, пятница, а потом знаете знаете знаете потом поезд и питер и я отдам душу дьяволу только за то чтобы все было, как я хочу.
5 дней до воздуха. 2 экзамена. 102 вопроса. это такая игра
просто никогда в жизни, ни разу я не отдыхала совсем никогда, совсем все перетирается.я перетираюсь и ни о каком возрождении тут невозможно отдохнуть - с моей семьей, с моим характером, со всем этим что меня окружило по моей воле и случайно - только случайность может решить все, только взмах крыла бабочки на другом конце света я страшно устала. и невозможно отдохнуть вам и невдомек.вы все понять не можете а я топчусь на одном и том же месте я сломанные часы, который считают другое время туда же, куда и все остальные- в пустоту смысла нет.и без бабочек - не будет.никогда.не верю.
ЕВ, (время собирать камни): "я всегда понимала эту фразу иначе -да это противовес время разбрасывать камни время собирать... я понимаю ее как пожинать плоды что то в этом роде.. хотя многие конечно говорят о времени строить- дескать время разбрасывать - это разрушать, собирать- строить... но в принципе, если вспомнить весь контекст екклизиаста - у него же все изумительно грустно - так вот главная идея у него- воздаяние и того, что все приходит одно за другим и не бывает слова или камня брошенного впустую.. как то так... для меня любимая его- умножающий знания умножает печать.. и роковая - кто посеет ветер - пожнет бурю.. дальше нельзямне ее, расставаясь, сказал тот самый, очень первой любовью любимый... и был прав, впрочем.."
Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь. Так вот что так влекло сквозь бездну грустных лет, Сквозь бездну дней пустых, чье бремя не избудешь Вот почему я — твой поклонник и поэт!
Здесь — страшная печать отверженности женской За прелесть дивную — постичь ее нет сил. Там — дикий сплав миров, где часть души вселенской Рыдает, исходя гармонией светил.
Вот — мой восторг, мой страх в тот вечер в темном зале! Вот, бедная, зачем тревожусь за тебя! Вот чьи глаза меня так странно провожали, Еще не угадав, не зная… не любя!
Сама себе закон — летишь, летишь ты мимо, К созвездиям иным, не ведая орбит, И этот мир тебе — лишь красный облак дыма, Где что-то жжет, поет, тревожит и горит!
И в зареве его — твоя безумна младость… Все — музыка и свет: нет счастья, нет измен… Мелодией одной звучат печаль и радость… Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.